Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации № Пр-2182 от 20 декабря 2020 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2024 году продолжается реализация проекта «Билет в будущее».
Основные задачи проекта:
- систематизация и совершенствование существующих практик профориентации с применением массовых цифровых инструментов;
- активное включение обучающихся в процесс самоопределения на основе неоднократных профессиональных проб;
- накопление цифрового портфолио обучающегося и выработка рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями по итогам участия в проекте.
Цифровым ядром проекта является многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются профориентационные материалы, предоставляется доступ к онлайн-диагностике, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта: регистрация участников, педагогов-навигаторов, территориальных администраторов, региональных операторов, администраторов школ, площадок для проведения мероприятий по профессиональному выбору.
Планируемые результаты проекта:
- для обучающихся 6–11 классов — развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в том числе повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
- для родителей — получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;
- для педагогов и специалистов — повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся, применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов, освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
- для работодателей — привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации, обучение наставников, работающих с учащимися.